Космос автор: shotlandec | 3-06-2008, 05:08

На планете Хаумеа открыто большое красное пятно

Пятна на планете. Самая распростроненая на планете газообразную смесь.

До этого момента астрономам ничего не было известно о топографии сравнительно крупного космического тела, обитающего на «задворках» Солнечной системы. Теперь же на карликовой планете выявлена интригующая деталь. Об открытии сообщил доктор Педро Ласерда (Pedro Lacerda) из Королевского университета в Белфасте (Queen’s University Belfast).Хаумеа (Haumea) — одна из пяти карликовых планет Солнечной системы. В отличие от других планет она представляет собой вытянутый эллипсоид со сторонами примерно 2 х 1,6 х 1 тысячу километров, выделяющийся также рекордно быстрым вращением вокруг собственной оси — менее чем за 4 часа. (Ряд других сведений о планете и ссылки на все предыдущие находки и открытия, связанные с ней, вы можете найти в этой новости.)Группа астрономов провела тщательное построение так называемой кривой блеска, отражающей колебание яркости объекта по мере его поворота разными боками к наблюдателю. Поскольку Хаумеа — далеко не шар, главное изменение в её яркости определяется просто колебанием наблюдаемого в каждый момент времени поперечника планетки.Кривую блеска для Хаумеа учёные строили и раньше, но теперь замеры проводились сразу в нескольких диапазонах, как в видимой, так и в инфракрасной части спектра. Так и выяснилось, что кривые блеска на разных частотах не совпадают между собой. А они совпадали бы, будь «древняя богиня» равномерно «покрашенным» объектом. В сочетании с двумя минимумами и двумя максимумами общей кривой это говорит о наличии явной детали топографии данного мира.По показаниям приборов выяснилось, что на Хаумеа имеется крупное пятно, обладающее красным оттенком в видимом диапазоне. Исследователи пока не могут точно сказать — из чего оно сделано. Но есть ряд обоснованных предположений.
На планете Хаумеа открыто большое красное пятно, Пятна на планете, Самая распростроненая на планете газообразную смесь

Перемещение красного пятна по поверхности Хаумеа по мере вращения планеты (иллюстрация с сайта physorg.com).
Пятно может представлять собой область, богатую некими минералами и также органическими соединениями (вообще же поверхность данной планеты покрыта водяным льдом). Другой вариант — это участок с высокой долей кристаллического льда (основной покров данного мира должен представлять собой старый аморфный лёд).Возможно также, что перед нами след столкновения с другим космическим телом. (Вдруг это отпечаток от того самого колоссального удара, придавшего Хаумеа её искажённую форму и столь быстрое вращение?) В таком случае пятно может представлять собой смесь из материала «ударника» и, возможно, вскрытых внутренних слоёв планеты.

Сравнение размеров Марса, Меркурия, Луны, Плутона и Хаумеа (иллюстрация Paul Stansifer, 84user, NASA, Celestia, JPL/Caltech).
Кстати, о внутренностях. Измерения массы и размеров Хаумеа говорят о том, что средняя плотность данной планеты в 2,5 раза больше, чем плотность воды. А поскольку наружные слои Хаумеа представляют собой лёд, следует предположить, что внутри данного мира скрывается скальное ядро.Астрономы намерены продолжить спектроскопические измерения, рассчитывая узнать об этом удивительном объекте много интересного. В 2010 году Ласерда и его коллеги задействуют в этих целях гигантский телескоп VLT Европейской южной обсерватории.Читайте также о других примечательных пятнах: от удара по Юпитеру, Малом красном пятне, трилобите на Солнце, ртутных облаках на звезде, ярких и тёмных пятнах на Альтаире, а ещё — деталях на поверхности Плутона и Цереры.

Прояснён состав летней атмосферы Тритона

Прояснён состав летней атмосферы ТритонаО свежих открытиях на Тритоне сообщила международная команда астрономов, воспользовавшаяся возможностями криогенного высокоточного инфракрасного спектрографа на телескопе VLT Европейской южной обсерватории (ESO).

Объект в поясе Койпера удивил отражательной способностью

Объект в поясе Койпера удивил отражательной способностьюКосмическое тело KBO 55636 устроено иначе, нежели считалось до сих пор. Новейший анализ, базирующийся на удачном наблюдении, представила международная группа астрономов.

Астрономы открыли покраснение Плутона

Астрономы открыли покраснение ПлутонаNASA выпустило самый детализированный набор изображений карликовой планеты Плутон. Новые данные, извлечённые после обработки старых снимков, представили учёным любопытные подробности смены сезонов на этом небесном теле.

Астрономов удивило неправильное пятно на экзопланете

Астрономов удивило неправильное пятно на экзопланетеГорячий Юпитер Upsilon Andromedae b преподнёс сюрприз: на поверхности этого мира место с наибольшей температурой оказалось совсем не там, где ожидалось.

На несостоявшейся планете открыта огромная впадина

На несостоявшейся планете открыта огромная впадинаАстероид Паллада, крупнейший в Солнечной системе, специалисты считают неудавшейся планетой, остановившей развитие в детстве. Переработанные снимки с орбитального телескопа Hubble позволили бросить небывалый взгляд на этот любопытный объект.