Научный подход автор: shotlandec | 31-10-2010, 18:18

Генетики построили фамильное древо винограда

Сорта винограда по алфавиту. Построить виноградник.

Учёные США и Италии провели масштабное исследование 583 сортов культурного и дикого винограда. Оказалось, что виноделы за шесть тысячелетий исчерпали далеко не все возможности растения.Исследователи использовали технологию ДНК-микрочипов, чтобы сопоставить около тысячи генетических проб. Они искали и сравнивали однонуклеотидные полиморфизмы (SNP), являющиеся маркерами таких свойств винограда, как урожайность, степень кислотности, содержание сахара и устойчивость к заболеваниям.
Генетики построили фамильное древо винограда, Сорта винограда по алфавиту, Построить виноградник, Молдий киски, Генетика семейства виноградных.

70% фунгицидов, используемых в США, выливаются на виноградники. На противогрибковые средства у фермеров уходит прорва денег. На снимке молодой виноград, поражённый мучнистой росой (паразитный грибок Uncinula necator) (фото Nigel Cattlin/Visuals Unlimited).
По полученным данным учёные построили таблицу, которая рассказала о генетическом родстве различных сортов винограда, включая «знаменитостей» вроде мерло, рислинга и пино нуар. Проанализировав полученное фамильное древо, биологи установили, что разнообразие сортов не так уж и велико и даже дальние (по месту выращивания) сорта являются близкими родственниками.Всё дело в том, что виноградари, получившие хороший столовый виноград или качественное вино, начинают выращивать растение и его «братьев» веками, предполагают исследователи. Из-за этого вид Vitis vinifera в сравнение с другими культурами практически не развивался, а почти полное отсутствие скрещивания сделало его неспособным противостоять множеству вредителей и болезней.

Веками виноградари запутывали сами себя: как только у сорта появлялась новая мутация или особенность, например необычный цвет плодов, ему давали новое имя. Сейчас по всему миру существует около 10 тысяч имён для сортов-мутантов, которые с генетической точки зрения идентичны своим родителям (фото sundancew/Flickr.com).
Получается, что ещё не выведенных сортов винограда – полным-полно. И среди них наверняка найдутся более выгодные для выращивания. Кроме того, наука позволит сэкономить массу времени и денег. Ведь теперь, для того чтобы познакомиться со свойствами нового сорта, достаточно вырастить всего один лист растения (генетические маркеры помогут). Раньше на выявление успешности новичка уходило три-четыре года.

Виноградари даже не представляют, сколько пересечений существует в классификации их «подопечных». Одни и те же сорта использовались по нескольку раз. Так, тысячелетний сорт траминер (Traminer) имеет 20 близких родственников (иллюстрация PNAS).
Статья авторов исследования опубликована в открытом доступе в журнале PNAS.

Молдий киски. Генетика семейства виноградных.. Киски онлайн крупным планом.

Расшифрованы геномы какао и земляники

Расшифрованы геномы какао и земляникиЛесная земляника (Fragaria vesca) и какао (Theobroma cacao) пополнили копилку знаний генетиков. Два источника удовольствия миллионов людей на планете теперь могут стать ещё лучше.

В Армении раскопана древнейшая в мире винодельня

В Армении раскопана древнейшая в мире винодельняПолный «производственный объект» возрастом 6100 лет обнаружен командой учёных из Армении, США и Ирландии. Верно интерпретировать находку помогли сразу три технологии: радиоуглеродная датировка, палеоботаническая экспертиза и химический анализ остатков вина в черепках.

Расшифрован геном яблони

Расшифрован геном яблониСеквенированный геном домашней яблони поможет специалистам в выведении новых сортов. Об успехе крупного проекта сообщили учёные из Италии, Франции, Новой Зеландии, Бельгии и США.

Помидорное яблоко

Помидорное яблокоШвейцарскому садоводу Маркусу Коберту удалось добиться того, что не успел совершить Мичурин: скрестить яблоки и помидоры. В итоге селекционер вывел новый вид яблок с красной сочной мякотью.

Расшифрован геном сои

Расшифрован геном соиОбъединёнными силами 18 учреждений, включая генетический институт министерства энергетики (DOE JGI), исследовательское подразделение минсельхоза США (USDA-ARS) и университет Пардью (Purdue University), удалось почти до конца расшифровать геном сои (Glycine max). Это первое столь полное описание наследственного кода растения семейства бобовых.