Изобретения автор: shotlandec | 12-06-2011, 12:36

Учёные испытали метод тонкой рентгеновской томографии

Томографические срезы образца. Магнитный монополь.

Отдельные детали около 100 нанометров в поперечнике можно рассмотреть с новым методом рентгеновской съёмки объектов. Физики из Германии и Швейцарии полагают, что их изобретение поможет раздобыть много ценной информации для биологии, медицины и материаловедения.Авторы метода использовали в качестве мощного источника рентгеновских лучей синхротрон Swiss Light Source. Если традиционно получение изображения полагается на степень ослабления потока (классический пример — пропускающие рентген мягкие ткани и задерживающие его кости), то новаторы смотрели на слабые различия в преломлении «X-лучей». Такой приём называется техникой фазового контраста. В теории он способен выявить тонкие детали, но анализировать сдвиг фаз — очень сложно.Теперь специалисты из технического университета Мюнхена (TUM), института Пауля Шеррера (Paul Scherrer Institut) и федерального технологического института в Цюрихе (ETH Zürich) нашли способ радикально улучшить данную технику.Они отказались от использования любых корректирующих линз, пропустив рентгеновский импульс через маленькое отверстие. Сам образец поворачивался и смещался на фоне этого потока. В результате было получены сотни отдельных кадров. Далее мощная программа выстроила на их основе трёхмерное изображение.
Учёные испытали метод тонкой рентгеновской томографии, Томографические срезы образца, Магнитный монополь, Рентгеновская линза, Полововой акт под рентгеном

Схема эксперимента. X – рентгеновский поток, P – «булавочное» отверстие, S – образец, D – детектор, фиксирующий двухмерный дифракционный рисунок. На врезке – исследованный кусочек кости под оком электронного микроскопа. Масштабная линейка – 10 микрометров (иллюстрации Martin Dierolf et al./Nature).
Образцом послужил фрагмент кости бедра мыши. Размер этого объекта составлял сотые доли миллиметра. Тем не менее съёмка показала многочисленные детали внутри: остеоцитарные лакуны (на снимке под заголовком, а также на кадрах ниже — L) и тонкие каналы (C) диаметром 100 нм. (Детали — в статье в Nature).

Слева направо вверху: суммарное пропускание рентгеновского потока образцом и смещение фаз лучей в зависимости от вида коррекции при расчётах.Внизу: продольный и поперечный срез кости. Оттенки серого отражают вариацию в электронной плотности материала. B – костная матрица, G – покрытие. Масштабные линейки – 5 микрометров (иллюстрации Martin Dierolf et al./Nature).
Новая техника чувствует вариации в плотности материала менее чем в 1%, — сообщают учёные. Теперь, к примеру, можно по крошечному образцу выявить первые изменения в костной ткани во время заболевания, или рассмотреть на микроскопическом уровне особенности формирования сплава двух металлов. (Читайте также о том, как рентгеновский микроскоп взорвал лазером объекты наблюдения.)

Рентгеновская линза. Полововой акт под рентгеном. Ренген полового акта . фота.

Статьи раздела Изобретения

Испытана солнечная машина для получения топлива

Испытана солнечная машина для получения топливаМеждународная группа учёных построила и испытала прототип аппарата, способного без промежуточных этапов обращать энергию Солнца в горючее. Для питания машине нужны свет, углекислый газ и вода.

Физики впервые отсняли монополи

Физики впервые отсняли монополиМагнитные монополи (magnetic monopole) и связанные с ними струны Дирака удалось визуализировать и заснять через микроскоп команде учёных из швейцарского института Пауля Шеррера (PSI) и университетского колледжа Дублина (UCD).

Разработан метод совмещения скоростной и высокочёткой съёмки

Разработан метод совмещения скоростной и высокочёткой съёмкиСъёмка с высоким разрешением и большой частотой кадров обычно требует дорогостоящей аппаратуры, однако учёные нашли способ обойти технологические ограничения. Новая методика, придуманная и апробированная в Оксфорде (University of Oxford), позволяет внутри одного «обычного» кадра совмещать запись качественного изображения с серией снимков, выполненных с высокой скоростью.

Найден изящный способ визуализации структуры молекул

Найден изящный способ визуализации структуры молекулНовая техника съёмки впервые позволила увидеть молекулярные слои воды на плоской поверхности при комнатной температуре. Об этом достижении рапортуют физики из Калифорнийского технологического института.

Создан прототип портативного опреснителя воды

Создан прототип портативного опреснителя водыНеобычное устройство на основе микроскопических каналов, способное разделить поток морской воды на солёную и пресную, представили на днях учёные из Массачусетского технологического института (MIT) и их корейские коллеги.