Изобретения автор: shotlandec | 29-06-2009, 06:35

Ученые изобрели световой компас

Ученые изобрели световой компас
Группа ученых из России и США изобрели световой компас: луч, проходящий через облако атомов рубидия, непосредственно и точно определяет размер и ориентацию магнитного поля

Высокочувствительные компасы необходимы для обнаружения нефти, эпицентров землетрясений, а также навигации в случае выхода из строя спутниковой системы GPS. Они хороши при определении размера (амплитуды) магнитного поля, но обычно их приходится подстраивать, дабы они также могли показать направление поля (сравнив его со своим внутренним полем). Качество данных при этом может сильно варьироваться, отмечает соавтор изобретения Александр Зибров из Гарвардского университета (США).

Ученые намеревались создать компас, способный здесь и сейчас определять направление и размер магнитного поля. Для этого они прибегли к помощи магниточувствительного облака атомов и лазера. В ходе эксперимента в устройстве размером с фишку домино была захвачена группа атомов рубидия-87 при температуре 45 ˚C, после чего на них направили линейно поляризованный луч. Свет фильтровался таким образом, чтобы луч шёл в том же направлении, что и свет, проходящий через поляризованные очки. В присутствии магнитного поля ориентация атомов менялась тем или иным способом, и эти изменения были хорошо видны в свете, свидетельствуя и об определённой величине, и о направлении магнитного поля.

Существуют и другие компасы на основе лазеров и атомов, подчёркивает г-н Зибров, но в их основе лежат циркулярно поляризованный свет и другие способы возбуждения атомов. Для определения магнитного поля после замеров они требуют приложения сложных математических моделей.

В ходе эксперимента компас смог обнаружить магнитные поля с индукцией от 0,1 Гс (меньше магнитного поля Земли) до 200 Гс (сильнее маленького железного магнита). Изменение температуры и размеров чипа позволит подстроить компас под определ ённые задачи.

По сравнению с предыдущими моделями новый компас лучше справляется с шумом, образующимся в результате случайных столкновений между атомами, а также исходящим от других источников, отмечает соавтор исследования Валерий Юдин из Института лазерной физики СО РАН (Новосибирск). Плюс к тому компас весьма мал и потребляет очень мало энергии.

Статьи раздела Изобретения

Физики обманули инертность ультрахолодных атомов

Физики обманули инертность ультрахолодных атомовНовый способ инициации химических реакций в облаке ультрахолодных атомов обнаружили специалисты американского института JILA. Приложение даже слабого электрического поля значительно увеличило скорость образования новых молекул.

У лисиц обнаружено чувство магнитного поля

У лисиц обнаружено чувство магнитного поляНемецкие и чешские зоологи обнаружили странную особенность: лисицы чаще нападают на свою жертву с юго-запада. И такая тактика оказывается успешней прочих. То есть выходит, что длиннохвостые хищники ориентируются не только на слух, но и по магнитному полю Земли.

Установлен мировой рекорд постоянного магнитного поля

Установлен мировой рекорд постоянного магнитного поляАмериканская Национальная лаборатория сильных магнитных полей (National High Magnetic Field Laboratory – Mag Lab) установила рекорд индукции поля, сгенерированного резистивным магнитом. Испытанная на днях установка будет использоваться для исследования поведения материалов в необычных условиях.

Составлен первый портрет магнитного поля другой звезды

Составлен первый портрет магнитного поля другой звездыБлагодаря межконтинентальной системе радиотелескопов астрономам из университета Айовы (University of Iowa) удалось обнаружить гигантскую магнитную петлю, протянувшуюся от одной из звёзд в составе известной двойной системы Алголь.

Учёные прояснили работу самого сильного магнетика

Учёные прояснили работу самого сильного магнетикаСамым сильным магнитным материалом в мире является соединение, состоящее из атомов железа и азота. Группа физиков под руководством Цзянь-Пина Вана (Jian-Ping Wang) из университета Миннесоты во второй раз (после неудачи своих предшественников) взялась доказать этот тезис.