Космос автор: shotlandec | 28-02-2008, 17:49

Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

Полтора года в условиях радиации, жёстких перепадов температур и вакуума, высасывающего любую влагу. Трудно поверить, что крошечные бактерии способны пережить такое издевательство. Однако скромные покорители космоса продемонстрировали завидную выносливость, чем не только порадовали, но и удивили астробиологов.Любопытное исследование провели учёные из британского Открытого университета (Open University). Они взяли несколько кусочков скалы из английской деревни Бир (Beer, название, кстати, происходит не от пива, а от старого англо-саксонского bearu — роща) и отправили их на орбиту.
Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

Пляж в Бир со скалой Beer Head на заднем плане (фото wikipedia.org, OU/PSSRI).
В 2008 году камни эти закрепили снаружи европейского модуля Международной космической станции, где они и провели полтора года.
Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

Кусочки камня для эксперимента были взяты непосредственно от прибрежной известняковой скалы (фото OU/PSSRI).
Исследователей интересовало вовсе не воздействие враждебной среды на скалы: поверхность этой породы покрывали колонии микроорганизмов. К удивлению авторов опыта, оказалось, что многие испытуемые остались в живых. Ныне они возвращены на Землю и процветают в одной из лабораторий Открытого университета.Ранее было известно, что споры бактерий и вирусы могут выжить в таких условиях, но это первый случай, когда «издевательство» успешно перенесли фотосинтезирующие цианобактерии. Вид микробов-космонавтов пока не идентифицирован (условно его назвали OU-20), но учёные склоняются к тому, что он принадлежит роду Gloeocapsa.Одна из участниц проекта Карен Олссон-Френсис (Karen Olsson-Francis) рассказала, что подобные эксперименты призваны отобрать самые выносливые микробы, которые могли бы пригодиться людям в дальних космических полётах и в колониях на других планетах. Такие бактерии потенциально способны утилизировать отходы в системах жизнеобеспечения или добывать полезные вещества из грунта и горных пород.
Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

Единичная клетка OU-20 и колония таких микробов (фото OU/PSSRI).
В копилку гипотезы панспермии — появления жизни на Земле с \"космической подачи\" — данный опыт тоже ложится замечательно. Есть предположения, что подобные создания (или простые предшественники клеток, или хотя бы набор сложной органики) прибыли на планету «на борту» астероидов или комет.Правда, как именно микробы ухитрились вынести воздействие открытого пространства – биологи пока не знают. Есть лишь первые предположения. Скажем, у этих маленьких космических путешественников толстая клеточная стенка. Это одна из возможных причин повышенной стойкости данных организмов.
Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

Кокелл – один из учёных, объяснивших выживание фототрофов в ядерную зиму (фото Open University).
Ещё один автор эксперимента — Чарльз Кокелл (Charles S. Cockell) – говорит: «Gloeocapsa формируют колонии из нескольких клеток, которые, вероятно, защищают бактерии в центре от воздействия ультрафиолетового излучения и дают некоторое сопротивление к высыханию».Также учёные связывают данный вид с некоторыми сородичами-экстремофилами из Антарктики и пустынь и по аналогии с ними предполагают, что у OU-20 хорошо работает ремонт ДНК.В 2007 году, кстати, те же бактерии успешно прожили в открытом космосе 10 дней. Этот опыт проводился в рамках эксперимента «Биопан-6» на борту российского спутника \"Фотон-М3\". Причём другими пассажирами в том полёты были тихоходки — первые животные, выжившие вне герметичного объёма космического аппарата.Во всех случаях исследователи заранее не представляли – выживут ли микроорганизмы и какой вид сумеет это сделать. В космос отправлялись кусочки скал с многообразным сообществом клеток без предварительного анализа, а далее их судьбу вверяли естественному отбору.Зато теперь британские естествоиспытатели могут продолжить проверку бактерий на выносливость в экстремальных условиях, изначально обращаясь к уже зарекомендовавшему себя штамму. Кто знает, какой сюрприз он ещё сможет преподнести.

Найдены бактерии с самой долгой зимней спячкой

Найдены бактерии с самой долгой зимней спячкойОбычное, на первый взгляд, исследование микроорганизмов, процветающих в арктическом холоде, обернулось для учёных из университета Ньюкасла (Newcastle University) открытием бактерий, которые отсыпались в вечной мерзлоте около 100 миллионов лет.

Открыты суши-бактерии

Открыты суши-бактерииУчёные из парижского университета Пьера и Мари Кюри (UPMC) нашли в кишечниках японцев уникальные микробы, которые помогают перерабатывать углеводы морских водорослей, использующихся для приготовления суши.

Россия запустит животных на Фобос

Россия запустит животных на ФобосПроверить гипотезу транспермии (возможности переноса жизни с планету на планету) призван эксперимент, который должен быть выполнен в рамках российской космической миссии. Впервые животные будут отправлены в дальний космос и на очень продолжительный срок. И их даже высадят на загадочный Фобос.

Бабочки впервые взмахнули крыльями в космосе

Бабочки впервые взмахнули крыльями в космосеНа борту Международной космической станции совсем недавно появились гусеницы бабочек репейниц (Vanessa cardui). Теперь же международная группа учёных рапортует о том, что из коконов благополучно вышли первые взрослые особи.

Бактерии дружно прошли полосу препятствий

Бактерии дружно прошли полосу препятствийСпособность живых организмов кооперироваться для преодоления препятствий – давно известна, но от этого не менее удивительна. Новый эксперимент, проведённый американскими исследователями с бактериями группы кишечной палочки, весьма расширил понимание того, на что способны даже столь примитивные организмы, чтобы выжить.