Космос автор: shotlandec | 11-10-2009, 19:05

Составлен первый портрет магнитного поля другой звезды

Благодаря межконтинентальной системе радиотелескопов астрономам из университета Айовы (University of Iowa) удалось обнаружить гигантскую магнитную петлю, протянувшуюся от одной из звёзд в составе известной двойной системы Алголь.Как сообщают учёные в пресс-релизе обсерватории NRAO, они зафиксировали аномалию, выполняя снимки системы Алголь с помощью комплекса приборов в США и Германии, в том числе радиотелескопов-интерферометров VLBA и VLA.Согласованная работа единой системы наблюдения под названием High-Sensitive Array позволяет засечь даже очень слабые радиоволны.
Составлен первый портрет магнитного поля другой звезды

Напомним, находящуюся на расстоянии 93 световых лет от Земли звёздную пару составляют светило, которое втрое массивнее Солнца, и уступающий ему в весе компаньон. Расстояние между ними составляет 5,8 млн км (около 6% от дистанции между Землёй и Солнцем). При наблюдении с Земли две звезды частично затмевают друг друга, это происходит регулярно с периодом в три дня (иллюстрация с сайта solstation.com).
Открытая специалистами магнитная петля выходит из полюсов менее массивной звезды и тянется по направлению к основной.Интересно, что более лёгкая звезда, как Луна по отношению к Земле, в процессе вращения постоянно повернута к основной звезде только одной стороной – как раз той, где «сфотографировали» петлю. Как утверждают астрономы в статье, опубликованной Nature, открытие помогает объяснить многие явления, наблюдавшиеся до того в системе Алголь в рентгеновском и радиодиапазоне.Также магнитная петля даёт повод провести аналогии и с другими необычными двойными системами.
Составлен первый портрет магнитного поля другой звезды

Вверху – положение звёзд системы Алголь в каждый из трёх дней наблюдения. Внизу – изображение магнитного поля системы, где звезда Algol B обозначена красным кружком, Algol A – синим. Единицы измерения на всех шкалах – угловые миллисекунды (иллюстрация Peterson et al./NRAO/AUI/NSF).
Читайте про изображение поверхности Альтаира и первом снимке самой горячей звезды Галактики. Узнайте, сколько планетных семейств могут воспитывать двойные звёзды, и почитайте историю о том, как они могут внезапно оказываться совсем не двойными.

Названа самая маленькая двойная звезда

Названа самая маленькая двойная звездаВероятно, самую маленькую двойную звезду с наикратчайшим периодом обращения компонентов описала интернациональная команда астрономов, возглавляемая Гийсом Рулофсом (Gijs Roelofs) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Взвешена нейтронная звезда – претендентка на рекорд

Взвешена нейтронная звезда – претендентка на рекордОдин из самых крупных пульсаров — J1614-2230 — исследовал Пол Деморест (Paul Demorest) и его коллеги из американской национальной радиообсерватории (NRAO). Светило, расположенное в нескольких тысячах световых лет от Земли, добавило масла в огонь споров о строении нейтронных звёзд.

Открыта самая насыщенная планетарная система

Открыта самая насыщенная планетарная системаСамая богатая планетами система (помимо нашей собственной) обнаружена у звезды HD 10180. Международная группа астрономов выловила следы присутствия планет по колебаниям звезды при помощи спектрографа HARPS Европейской южной обсерватории (ESO).

Предсказано свидание Солнечной системы с оранжевым карликом

Предсказано свидание Солнечной системы с оранжевым карликомЗвезда Gliese 710 с вероятностью 86% «врежется» в облако Оорта, что повлечёт за собой определённую угрозу внутренней части Солнечной системы. О новых расчётах динамики ряда близких звёзд сообщил сотрудник Пулковской обсерватории (ГАО РАН) Вадим Бобылев.

Найдена самая крупная нейтронная звезда

Найдена самая крупная нейтронная звездаАстрономы из Университета Торонто (Канада) и Калифорнийского технологического института (США), наблюдавшие за пульсаром B1957+20, выяснили, что эта вращающаяся нейтронная звезда вполне может быть самой крупной из известных.