Научный подход автор: shotlandec | 23-11-2009, 05:10

Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью

Фото тибетских мастифов.

ДНК орангутанов изменялась очень медленно. Эту, а также ряд других странностей обнаружили генетики, расшифровавшие геномы шести суматранских и пяти борнейских человекообразных обезьян.Учёные взяли генетический материал сразу от двух видов намеренно: острова разделили их в пространстве как минимум 21 тысячу лет назад. Правда, прежние исследования установили, что с тех пор, как виды разошлись на отдельные ветви, прошло никак не меньше миллиона лет.Поскольку на этот раз в руках учёных были не отдельные куски ДНК и ограниченное количество маркеров, а полные геномы, анализ получился более точным. Он показал, что истина лежит посередине – разделение произошло 400 тысяч лет назад.Однако куда более интересные результаты дало сравнение геномов орангутанов не между собой, а с ДНК человека и шимпанзе. Международная команда учёных установила, что орангутаны теряли и получали новые гены в два раза реже своих собратьев (Alu-повторы передвигались по геному орангутана гораздо меньше). И это при том что выделение орангутанов в отдельный род произошло примерно 12-16 миллионов лет назад, то есть времени на эволюцию у этих животных было предостаточно.
Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью, Фото тибетских мастифов

В статье, опубликованной в журнале Nature, учёные отмечают, что изменения в структуре хромосом у орангутанов также минимальны (фото Perry van Duijnhoven, Carel van Schaik).
Новые данные преподнесли ещё одно открытие. Ранее считалось, что развитие интеллекта у человека и шимпанзе было обусловлено обширным реструктурированием их геномов. Но если учесть, что орангутаны тоже весьма сообразительные существа, то получается, дело не только в «скоростном» изменении ДНК.Группа генетиков, возглавляемая специалистами университета Орхуса (Aarhus Universitet), параллельно провела другое сравнение трёх геномов. В статье, вышедшей в журнале Genome Research, учёные рассказывают, что в ДНК человека присутствует много областей, больше похожих на отрезки геномов орангутанов, нежели шимпанзе.Выходит, перед тем как на эволюционном древе разошлись шимпанзе и человек, у обоих в геноме присутствовали куски ДНК общего предка, но за шесть миллионов лет, что прошли с тех пор, человек сохранил, а шимпанзе растеряли это «наследство».
Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью, Фото тибетских мастифов

Сейчас генетики работают над расшифровкой геномов ещё двух человекообразных обезьян: горилл и бонобо. На схеме числами обозначено время отделения ветвей друг от друга в миллионах лет (иллюстрация Nature).

Расшифрован код воплей орангутанов

Расшифрован код воплей орангутановЗнаменитые вопли самцов борнейского орангутана (Pongo pygmaeus) несут гораздо больше оттенков, чем считали ранее. Акустический анализ провела международная команда учёных под руководством Карела ван Схайка (Carel van Schaik) из Цюрихского университета (UZH).

Орангутаны оказались самыми экономными приматами

Орангутаны оказались самыми экономными приматамиРасчёт дневного расхода энергии у орангутанов провела группа антропологов из Индонезии, Швейцарии и США под руководством специалистов университета Вашингтона и Ли (WLU). Результат весьма удивил исследователей.

Генетики пересмотрели родину сумчатых

Генетики пересмотрели родину сумчатыхСравнение не так давно расшифрованных геномов кенгуру и опоссума принесло весьма необычный результат. Германские учёные из Вестфальского университета Вильгельма (Westfälische Wilhelms-Universität Münster) выяснили, что все сумчатые произошли от предка, который проживал на территории современной Южной Америки.

Шимпанзе эволюционировали сильнее человека

Шимпанзе эволюционировали сильнее человекаТак утверждают Цзяньчжи Чжан (Jianzhi Zhang) и его коллеги из университета Мичигана (University of Michigan), проанализировавшие нити ДНК почти 14 тысяч кодирующих генов, разделяемых шимпанзе и людьми.

Приспособляемость жителей Тибета оказалась рекордной

Приспособляемость жителей Тибета оказалась рекорднойСравнение 50 геномов жителей Тибета и 40 геномов ханьцев (представителей самой многочисленной этнической группы Китая) показало, что обитатели высот приспособились к низкому уровню кислорода рекордно быстро – меньше чем за три тысячи лет.