Научный подход автор: shotlandec | 31-07-2011, 10:59

Микробиологи вычислили историю иммунитета

Исследование взаимоотношений бактерий и вирусов-бактериофагов помогло учёным понять, как появилась простейшая иммунная система.Профессор Томас Вуд (Thomas Wood) и его коллеги из Техасского университета при помощи специальных ферментов вырезали из ДНК бактерии в общей сложности 166 тысяч нуклеотидов, принадлежащих различным вирусам. В статье в журнале Nature Communications авторы исследования пишут: кишечная палочка сразу же стала более чувствительной к антибиотикам. Это позволило выдвинуть вирусную версию происхождения иммунитета.Накопление фрагментов вирусной ДНК в геномах бактерий происходило в течение миллионов лет. В некоторых хромосомах чужой код занимает до 20% генома. Так называемые бактериофаги нападали на бактериальные клетки, встраивали свою генетическую информацию в хромосомы жертвы, заставляя её воспроизводить себя. Вирусы также вызывали смерть клетки.Но вредоносный для бактерии механизм срабатывал не всегда, иногда мутации, происходящие в ходе удвоения хромосом, нарушали планы вирусов. Новая частица не появлялась на свет. Вместо этого в ДНК бактерий сохранялся код вируса, а сама она подчас получала возможность бороться с новыми захватчиками.
Микробиологи вычислили историю иммунитета

Из генома E. coli (кольцо) были вырезаны геномы девяти вирусов (зарубки), «застрявших» когда-то в коде бактерии (фото Nature Communications).
Согласно эволюционной теории, полезная добавка закреплялась в геноме процветающих организмов и передавалась следующим поколениям. «На протяжении миллионов лет вирусы становились частью бактерий, „обучали“ их новым возможностям, передавая гены, белки и ферменты», — рассказывает Вуд.По мнению профессора, именно этот процесс заимствования можно считать зарождением первой иммунной системы. «Бактерии заполучили в своё пользование белки, которые помогли им сопротивляться антибиотикам, защищаться от окисления клеток, в общем, противостоять уничтожению», — добавляет Томас.Ранее биологи полагали, что вирусная ДНК «молчит» и практически не участвует в жизни бактерий. Читайте также о вирусном коде в геноме человека, о том, как в ДНК плодовой мушки была обнаружена полная копия генома бактерии-паразита, а ещё о первой трансплантации всего генома между видами.

Канадцы создали холодную вакцину от бактерий

Канадцы создали холодную вакцину от бактерийМикробиологи университета Виктории (UVic) разработали вакцину, которая распространяется лишь по «холодным» частям тела. Такие препараты получали и ранее, но только для защиты от вирусной инфекции. К тому же канадцы использовали весьма необычный способ: вживили болезнетворному микроорганизму гены арктической бактерии.

Открыт необычный вирусный код внутри ДНК человека

Открыт необычный вирусный код внутри ДНК человекаНаследственный код у людей, а также у целого ряда других млекопитающих содержит фрагменты генетической последовательности специфичного вируса, который мог сыграть важную роль в изменчивости видов, как с положительным, так и с отрицательным знаком. Об этом сообщила группа учёных из Японии и США, возглавляемая Кэидзо Томонагой (Keizo Tomonaga) из университета Осаки (Osaka University).

Найдены бактерии с самой долгой зимней спячкой

Найдены бактерии с самой долгой зимней спячкойОбычное, на первый взгляд, исследование микроорганизмов, процветающих в арктическом холоде, обернулось для учёных из университета Ньюкасла (Newcastle University) открытием бактерий, которые отсыпались в вечной мерзлоте около 100 миллионов лет.

Открыт ген устойчивости к антибиотикам

Открыт ген устойчивости к антибиотикамСпециалисты медицинской школы при Кардиффском университете (Cardiff School of Medicine) нашли новый ген, который, ни много ни мало, превращает бактерии в «монстров», устойчивых ко всем известным сегодня антибиотикам, включая даже карбапенемы, обладающие самым широким спектом антимикробной активности.

Японцы научили бактерии решать судоку

Японцы научили бактерии решать судокуКоманда студентов из Токийского университета (University of Tokyo) и ряда других японских вузов продемонстрировала любопытное достижение на международном соревновании по генной инженерии iGEM 2010, прошедшем в начале ноября в Массачусетском технологическом институте (MIT).