Научный подход автор: shotlandec | 2-05-2011, 08:50

Расшифрованы геномы какао и земляники

Лесная земляника (Fragaria vesca) и какао (Theobroma cacao) пополнили копилку знаний генетиков. Два источника удовольствия миллионов людей на планете теперь могут стать ещё лучше.Новые данные о наследственном коде какао были получены научной группой под руководством генетиков из французского центра сельскохозяйственных исследований (CIRAD) при поддержке компании Hershey’s. Учёные взялись за изучение белизско-венесуэльской культуры T. cacao, поскольку какао-бобы этого растения считаются одними из лучших в мире. Задачей было выяснить, какие гены отвечают за эти свойства. Кроме того, расшифровать геном данной разновидности какао проще (пока охвачено 76% ДНК) – на каждой паре хромосом присутствуют совпадающие копии большинства генов.
Расшифрованы геномы какао и земляники

На схеме вверху показано распределение семейств генов (в скобках общее количество генов) между геномами какао, арабидопсиса (Arabidopsis thaliana), тополя (Populus trichocarpa), сои (Glycine max) и культурного винограда (Vitis vinifera).Кстати, первую предварительную версию генома какао представила ещё в сентябре группа исследователей, финансируемая компанией Mars, однако в рецензируемом журнале та работа опубликована не была (иллюстрация Nature Genetics, WayanHenri/Flickr.com).
Ещё одна цель генетиков – определение «виновников» высокой восприимчивости растения к болезням, а также его невысокой урожайности. Чтобы получить наилучший результат на плантациях, фермеры часто выращивают гибриды разных сортов T. cacao. Генетические исследования должны упростить задачу.Правда, пока выявлены лишь «подозреваемые» гены и работа носит скорее описательный характер. Учёные определили, какие гены отвечают за производство жиров, флавоноидов и терпиноидов, формирующих вкус шоколада, сравнили их количество с таковыми у других растений.Вторая работа рассказала о лесной землянике. Оказалось, что геном ароматной «сестрицы клубники» по меркам растений довольно короткий (35 тысяч генов). Из расшифрованных короче лишь ДНК арабидопсиса. Это означает, что F. vesca может стать излюбленным объектом лабораторных исследований (с коротким геномом проще работать).
Расшифрованы геномы какао и земляники

Схема, иллюстрирующая количество общих и уникальных семейств генов у риса, арабидопсиса, винограда и земляники (иллюстрация Nature Genetics,).
Уже сейчас учёные загадывают, что новые данные помогут улучшить вкус и аромат продуктов, поставляемых на полки магазинов. Речь не только о садовой землянике, но и о её родственниках: яблоне, персике, груше, вишне, малине и прочих представителях семейства розовые.Обе статьи (1 и 2) опубликованы в журнале Nature Genetics.

Расшифрован геном сои

Расшифрован геном соиОбъединёнными силами 18 учреждений, включая генетический институт министерства энергетики (DOE JGI), исследовательское подразделение минсельхоза США (USDA-ARS) и университет Пардью (Purdue University), удалось почти до конца расшифровать геном сои (Glycine max). Это первое столь полное описание наследственного кода растения семейства бобовых.

Расшифрованы бактериальные гены поддержки растений

Расшифрованы бактериальные гены поддержки растенийБактерии-симбионты способны на 40% ускорить рост дерева. Раскрытие механизма связи — шаг к культивированию деревьев, как источника биотоплива и химического сырья. О секвенировании генов, важных для данного процесса, сообщили специалисты американской национальной лаборатории Брукхэвен (Brookhaven National Laboratory).

Раскрытый геном губки дал ключи к рождению многоклеточных

Раскрытый геном губки дал ключи к рождению многоклеточныхЧерновую последовательность генов губки вида Amphimedon queenslandica составила команда биологов, руководила которой Манси Шривастава (Mansi Srivastava) из Массачусетского технологического института (MIT).

Обнаружены первые следы шоколада в Северной Америке

Обнаружены первые следы шоколада в Северной АмерикеТысячелетние вазы, найденные в каньонах штата Нью-Мексико, неожиданно для всех рассказали об истории шоколада в Северной Америке. Дату первого появления напитка в этих краях пришлось значительно отодвинуть вглубь веков.

Биологи реконструировали трёхмиллиардолетние гены

Биологи реконструировали трёхмиллиардолетние геныНеобычайно давний этап эволюции микробов, предшествовавший всплеску биоразнообразия на Земле, удалось восстановить генетикам. Они изучили родственные связи почти 4000 семейств генов из трёх царств живой природы.