Научный подход автор: shotlandec | 16-01-2009, 17:10

Генетики вывели мышей с двумя отцами

Новое достижение учёных прежде всего кажется возможностью для однополых пар заводить «собственных» детей, но это теория. На практике речь пока идёт о сохранении исчезающих видов, животноводстве и совершенствовании технологий «обычной» репродукции человека. «Поколение жизнеспособных самок и самцов мышей от двух отцов» – так называется статья группы американских генетиков под руководством профессора Ричарда Беринджера (Richard R. Behringer), опубликованная в открытом доступе (PDF-документ) журналом Biology of Reproduction. Первым делом учёные взяли у самцов грызунов клетки соединительной ткани, фибробласты. Из них были получены индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS-cells) – аналог эмбриональных стволовых. В ходе опыта около 1% полученных iPS-клеток спонтанно утратили Y-хромосому, то есть из мужских XY-клеток превратились в генетически женские типа XO. Затем XO-клетки генетики внедрили в бластоцисты (зародыши), изъятые у самок мышей. Потом бластоцисту с iPS-клетками пересадили суррогатным матерям, которые выносили и родили химер – самок с хромосомным набором ХО/ХХ, в котором присутствовала одна Х-хромосома, взятая из фибробластов самцов в начале эксперимента. Наконец произошло спаривание самок-химер с нормальными самцами, и в результате на свет появилось необычное поколение: некоторые «потомки» (обоих полов, кстати) теперь могут похвастаться двумя генетическими отцами. Упрощённо говоря, они унаследовали черты от двух мужчин, но не от самок. (Кстати, мыши с двумя матерями тоже существуют.)Исследователи отмечают, что провокационные возможности для однополых пар действительно открываются, но детально говорить об этом смысла нет: до экспериментов с iPS-клетками на людях ещё очень далеко. О чём можно рассуждать всерьёз, так это о развитии техники экстракорпорального оплодотворения, об улучшении пород скота и сохранении видов в случаях, когда важно усилить выгодные черты отцов без внесения наследственности от самок.

Замолчавшие гены удивили создателей перекроенных клеток

Замолчавшие гены удивили создателей перекроенных клетокНа пути генетиков, пытающихся создать стволовые клетки из клеток взрослого организма, встала ещё одна проблема: учёные выявили ключевое отличие перепрограммированных клеток мыши от её эмбриональных стволовых клеток. Новые знания помогут улучшить существующие методы получения материала, способного дать начало любой ткани организма.

Биологи разобрались с рогами самок навозных жуков

Биологи разобрались с рогами самок навозных жуковПочему рога самок навозников вида Onthophagus sagittarius сильно отличаются от таковых у самцов и зачем эти рога вообще нужны женским особям, выяснили Никола Уотсон (Nicola L. Watson) и Ли Симмонс (Leigh W. Simmons) из университета Западной Австралии.

Витамин С оказался катализатором для индуцированных стволовых клеток

Витамин С оказался катализатором для индуцированных стволовых клетокГруппа учёных из Южно-Китайского института стволовых клеток и регенеративной медицины (South China Institute of Stem Cell & Regenerative Medicine) открыла, что витамин С напрямую влияет на превращение обычных клеток в индуцированные стволовые. Применение витамина ускоряет этот процесс, открывая широкие клинические перспективы.

Исследовано влияние отцовства на мозг

Исследовано влияние отцовства на мозгМозг мышиных отцов, возившихся со своими дочерями и сыновьями после их рождения, перестраивается, выяснили специалисты университета Калгари (University of Calgary). Рост нейронов в зонах, ответственных за обоняние и память, помогает грызунам запоминать своё потомство.

Разработана новая технология выращивания стволовых клеток

Разработана новая технология выращивания стволовых клетокОригинальный способ чистого и широкомасштабного размножения стволовых клеток нашли учёные из Массачусетского технологического института (MIT).