Научный подход автор: shotlandec | 23-11-2009, 19:08

Японцы научили бактерии решать судоку

Команда студентов из Токийского университета (University of Tokyo) и ряда других японских вузов продемонстрировала любопытное достижение на международном соревновании по генной инженерии iGEM 2010, прошедшем в начале ноября в Массачусетском технологическом институте (MIT).Авторы опыта создали 16 штаммов бактерий с уникальными генетическими вставками, которые идентифицируют положение этих кишечных палочек в одной из клеток сетки судоку 4 х 4 (они получили порядковые номера от 1 до 16). Кроме того, модификация позволила всем этим бактериям вырабатывать один из четырёх цветов, обозначающих число в клетке головоломки.В начале игры некоторые клетки должны быть заполнены. Потому биологи поощрили часть бактерий дифференцироваться и запустить в работу гены, кодирующие те или иные цвета. Далее авторы поместили все бактерии в колбу (собственно в ней и происходило решение головоломки).
Японцы научили бактерии решать судоку

Пример правильного выбора числа (детали – в тексте). Бактерии, принимающие решение, в данном случае находятся в сером квадрате (иллюстрация с сайта igem.org).
В растворе бактерии начали передавать друг другу два «сообщения»: свой порядковый номер (позицию в головоломке) и выбранное число. Происходило это при помощи обмена вирусами-векторами, которые несли РНК, кодирующие ферменты-рекомбиназы.Генетики запрограммировали бактерии так, что те могли принять вирусы, поступающие только от клеток, находящихся в одном ряду (или одной колонке, или одном блоке), что и они сами. Потом в дело вступал генетический переключатель, выдающий на выходе «число», которое не было принято от других клеток (смотрите рисунок справа). Так, если кишечная палочка получала числа 1, 2 и 3, она запускала синтез протеина, соответствующего числу 4.Затем только что дифференцировавшаяся бактерия начинала транслировать соседям выбранное ею число. Соответственно, другие бактерии, ещё не успевшие определиться, получали этот сигнал. Их генетические переключатели срабатывали таким образом, что вся табличка судоку заполнялась в полном соответствии с правилами игры. Японские студенты говорят, что, расширив этот принцип на 81 штамм, можно заставить бактерии решать полный вариант судоку (9 х 9).

Подробности опыта можно найти на страничке проекта Sudoku. (Узнайте также о том, как бактерии научились разговаривать цветом и работать в роли синхронизированных генетических часов, а слизевик построил карту железнодорожных линий Токио.)

Микробиологи вычислили историю иммунитета

Микробиологи вычислили историю иммунитетаИсследование взаимоотношений бактерий и вирусов-бактериофагов помогло учёным понять, как появилась простейшая иммунная система.

Новые генно-инженерные бактерии выделяют топливо

Новые генно-инженерные бактерии выделяют топливоМодифицированные цианобактерии производят заметно больше энергии из солнечного света, чем кукуруза и просо. На примере лабораторной культуры это показали специалисты из института биологического дизайна университета Аризоны (Biodesign Institute).

Открыты суши-бактерии

Открыты суши-бактерииУчёные из парижского университета Пьера и Мари Кюри (UPMC) нашли в кишечниках японцев уникальные микробы, которые помогают перерабатывать углеводы морских водорослей, использующихся для приготовления суши.

Бактерии дружно прошли полосу препятствий

Бактерии дружно прошли полосу препятствийСпособность живых организмов кооперироваться для преодоления препятствий – давно известна, но от этого не менее удивительна. Новый эксперимент, проведённый американскими исследователями с бактериями группы кишечной палочки, весьма расширил понимание того, на что способны даже столь примитивные организмы, чтобы выжить.

Биологи обманули коллективный разум бактерий

Биологи обманули коллективный разум бактерийПерехватывая сообщения, которые одноклеточные посылают друг другу, можно подавить их агрессивность и снизить риск развития болезни. Путь к такой необычной методике открыли опыты учёных из университетов Крэнфилда (Cranfield University) и Кента (University of Kent), а также госпиталя Бедфорда (Bedford Hospital).