Научный подход автор: shotlandec | 28-02-2010, 01:05

Физики впервые отсняли монополи

Магнитные монополи (magnetic monopole) и связанные с ними струны Дирака удалось визуализировать и заснять через микроскоп команде учёных из швейцарского института Пауля Шеррера (PSI) и университетского колледжа Дублина (UCD).С тех пор как исследователи смогли получить давно предсказанные монополи в охлаждённом спиновом льду и открыли магнитричество, учёные в разных университетах и институтах не прекращали попытки создания монополей в более приемлемых условиях (при комнатной температуре). Выход был найден в виде искусственного спинового льда — двухмерной гексагональной решётки из наномагнитов, чья взаимная ориентация и, главное, изменения в ней создавали подвижные магнитные дефекты, идентичные монополям.
Физики впервые отсняли монополи

Участники нового исследования около установки и в ходе обсуждения результатов. Сверху вниз и слева направо: Елена Менготти (Elena Mengotti), Фритхйоф Нолтинг (Frithjof Nolting), Ханс-Бенджамин Браун (Hans-Benjamin Braun) и Лора Хейдерман (Laura Heyderman) (фото PSI/M. Fischer).
Теперь физики воспользовались синхротроном Swiss Light Source, чтобы напрямую увидеть различия в намагниченности частиц в таком «льду». Для опыта они подготовили решётку из магнитов размером 500 х 150 нанометров каждый. В исходном состоянии в ней чередовались узлы, в которых два северных полюса встречаются с южным и, напротив, два южных с северным. Затем при помощи внешнего поля намагниченность одной из частиц менялась на противоположную.В этом месте в магнитной структуре материала возникала пара дефектов, ведущих себя как монополи. Эти монополи по мере усиления внешнего воздействия начинали разбегаться в стороны, оставляя между собой связь в виде цепочки частиц с обращённой полярностью. Фактически лавинообразное перемагничивание, похожее на падение фишек домино, создавало одномерные линии — струны Дирака. После отключения внешнего поля картина сохранялась: монополи оказывались вмороженными в спиновый лёд.
Физики впервые отсняли монополи

Схема монополей в искусственном спиновом льду. Стрелки показывают намагниченность частиц. Острый конец – северный магнитный полюс (и положительный магнитный заряд), хвост – южный. a) – исходное состояние системы. b) – смена намагниченности одной частицы рождает два дефекта – аналоги монополей для данного материала, c,d) – монополи расходятся, между ними появляется струна Дирака, e) – две пары монополей.Снимки эксперимента (показана область 12 х 12 мкм). Тёмные пятна – частицы с обращённой намагниченностью. Ясно видны струны Дирака (иллюстрации PSI, UCD).
По словам участников опыта, это прорыв не только в плане визуализации данного явления, но и в управлении передвижением магнитных зарядов. Новая работа пригодится для прояснения некоторых положений фундаментальной физики. Также авторы эксперимента предсказывают, что на основе подобных систем можно будет создавать устройства для хранения и обработки информации. (Детали — в статье в Nature Physics и пресс-релизах PSI и UCD.)

Физики создали высокотемпературные монополи

Физики создали высокотемпературные монополиНеобычный материал, ведущий себя в точности как обладающий только одним полюсом магнит, построили физики из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London).

Северный магнитный полюс Земли ускорил своё движение к России

Северный магнитный полюс Земли ускорил своё движение к РоссииИсследование, проведённое геологами под руководством Арно Шуллиа (Arnaud Chulliat) из Парижского института физики Земли, показало, что скорость перемещения северного магнитного полюса нашей планеты достигла рекордного за всё время наблюдений значения.

Предложена разгадка тайны молний в пылевых бурях

Предложена разгадка тайны молний в пылевых буряхНовую модель генерации больших зарядов в облаках песка или пыли предложили учёные из швейцарского Федерального технологического института (ETH-Zürich) и университета Рутгерса (Rutgers), подкрепив теорию опытом.

Найден изящный способ визуализации структуры молекул

Найден изящный способ визуализации структуры молекулНовая техника съёмки впервые позволила увидеть молекулярные слои воды на плоской поверхности при комнатной температуре. Об этом достижении рапортуют физики из Калифорнийского технологического института.

Учёные испытали метод тонкой рентгеновской томографии

Учёные испытали метод тонкой рентгеновской томографииОтдельные детали около 100 нанометров в поперечнике можно рассмотреть с новым методом рентгеновской съёмки объектов. Физики из Германии и Швейцарии полагают, что их изобретение поможет раздобыть много ценной информации для биологии, медицины и материаловедения.