Научный подход автор: shotlandec | 19-01-2009, 18:30

Учёные впервые переохладили молекулу

Ультрахолодную молекулу монофторида стронция (SrF) получили физики Йеля (Yale University). Ранее в таких экспериментах участвовали лишь атомы. Для того чтобы снизить температуру молекулы до нескольких сотых кельвина, учёным пришлось пойти на ряд ухищрений.В качестве подопытного кролика неспроста был выбран именно SrF – расчёты показали, что эти молекулы не будут колебаться, мешая процессу. Отметим, что в отличие от отдельных атомов молекулы плохо подаются сильному охлаждению: они крупнее и могут запасать энергию в колебаниях атомных связей, вращении.Метод, давно известное лазерное охлаждение, тоже модифицировали, подобрав длину волны так, чтобы излучение поглощалось молекулами, а не раскручивало их, и чтобы далее частицы могли сбросить эту энергию вторичным излучением.Пока температуру ультрахолодного монофторида стронция нельзя назвать рекордно низкой, однако работа сама по себе – достижение нового уровня. К тому же учёные планируют продолжить эксперименты и добиться ещё большего охлаждения молекулы. По теоретическим данным, ничто этому воспрепятствовать не должно.В дальнейшем американцы попробуют переохладить десяток биполярных молекул, чтобы изучить квантово-механические аспекты их химического взаимодействия (ранее нечто подобное проделывали с не совсем обычными молекулами рубидия-калия).
Учёные впервые переохладили молекулу

Когда температура атомов приближается к абсолютному нулю, начинают действовать законы квантовой механики. Физики придумали использовать появляющиеся при этом низкоэнергетические осцилляции атомов в качестве ультрачувствительных акселерометров и квантовых часов, получать конденсат Бозе-Эйнштейна. На снимке – ловушка, используемая в такого рода опытах (фото H. M. Helfer/NIST).
Нынешнюю работу её авторы описали в статье журнала Nature. Узнайте также о магнитном поле для нейтральных ультрахолодных газов, о создании молекулы Ридберга и способе получения атомов вовсе без температуры.

Физики обманули инертность ультрахолодных атомов

Физики обманули инертность ультрахолодных атомовНовый способ инициации химических реакций в облаке ультрахолодных атомов обнаружили специалисты американского института JILA. Приложение даже слабого электрического поля значительно увеличило скорость образования новых молекул.

Впервые получен конденсат Бозе-Эйнштейна из фотонов

Впервые получен конденсат Бозе-Эйнштейна из фотоновКонденсат Бозе-Эйнштейна из фотонов, вместо привычных уже для физиков атомов, удалось получить группе учёных из Боннского университета (Universität Bonn).

Конденсат Бозе-Эйнштейна впервые получен в свободном падении

Конденсат Бозе-Эйнштейна впервые получен в свободном паденииФизики из Германии, Великобритании и Франции объединились, чтобы провести на территории Бременского университета (UB) эксперимент по созданию так называемого бозе-эйнштейновского конденсата (БЭК) в условиях микрогравитации.

В Гарварде создали чёрную дыру для атомов

В Гарварде создали чёрную дыру для атомовНеобычное применение углеродным нанотрубкам придумали физики во главе с профессором Лене Вестергор Хау (Lene Vestergaard Hau). Трубки стали своеобразными чёрными дырами для ультрахолодных атомов (ultracold atom).

Впервые сфотографированы водородные связи

Впервые сфотографированы водородные связиУчёным из исследовательского центра Юлиха (JRU) удалось заснять водородные связи в крупной молекуле. Любопытно, что авторы работы вовсе не планировали столь яркое достижение.