Научный подход автор: shotlandec | 2-08-2009, 07:53

Раскрытый геном губки дал ключи к рождению многоклеточных

Черновую последовательность генов губки вида Amphimedon queenslandica составила команда биологов, руководила которой Манси Шривастава (Mansi Srivastava) из Массачусетского технологического института (MIT).Учёные обнаружили в ДНК A. queenslandica более 18 тысяч генов. Выяснилось, что геном губки обладает многими «знаниями», например, как скрепить клетки между собой, как вырастить из них организованную структуру, как выявить чужаков.Но самыми интересными оказались гены, которые позволяют губке совладать с процессами, необходимыми более развитым организмам. К примеру, были обнаружены гены, аналоги которых в других существах кодируют мускулатуру и нейроны. Учёным ещё предстоит выяснить, зачем они понадобились губке и какие функции выполняли. Анализ Шриваставы и её коллег показал, что переход к многоклеточности происходил в течение 150-200 миллионов лет. В этот период появилась примерно треть всех генетических изменений, которые отличают человека от его последнего общего с одноклеточными предка (как ни странно это звучит). Именно на этой развилке и стоят губки.В наследственном материале A. queenslandica также были обнаружены гены, которые подавляют излишнюю активность тех клеток, что начинают размножаться за счёт коллектива (фактически образуя опухоль). Эти гены появились позже генов самоубийства клетки. Последние, вероятно, «родились» ещё у одноклеточных. Многоклеточные же перестроили эти механизмы под борьбу с раком.Статья авторов исследования опубликована в открытом доступе в журнале Nature. Узнайте также о расшифровке генома простейшего многоклеточного.

Биологи реконструировали трёхмиллиардолетние гены

Биологи реконструировали трёхмиллиардолетние геныНеобычайно давний этап эволюции микробов, предшествовавший всплеску биоразнообразия на Земле, удалось восстановить генетикам. Они изучили родственные связи почти 4000 семейств генов из трёх царств живой природы.

Искусственные гены впервые позволили бактериям размножаться

Искусственные гены впервые позволили бактериям размножатьсяУчёные из Принстона сконструировали несколько несуществовавших в природе генов, которые кодировали белки, не встречающиеся в живых существах. Эти гены удалось заставить заработать в живых бактериях, причём взамен удалённых из микроорганизмов критически важных генетических фрагментов.

Замолчавшие гены удивили создателей перекроенных клеток

Замолчавшие гены удивили создателей перекроенных клетокНа пути генетиков, пытающихся создать стволовые клетки из клеток взрослого организма, встала ещё одна проблема: учёные выявили ключевое отличие перепрограммированных клеток мыши от её эмбриональных стволовых клеток. Новые знания помогут улучшить существующие методы получения материала, способного дать начало любой ткани организма.

Геном гидры рассказал о человеческих болезнях

Геном гидры рассказал о человеческих болезняхГеном Hydra magnipapillata, пресноводного полипа, исследуемого уже 300 лет, а последние 20 активно используемого как модельный объект, расшифровала международная группа биологов, возглавляемая специалистами Калифорнийского университета в Ирвине (UC Irvine) и института Крейга Вентера (J. Craig Venter Institute – JCVI).

Мыши-мутанты помогли дополнить теорию эволюции

Мыши-мутанты помогли дополнить теорию эволюцииРазвитие особенностей анатомии и физиологии у млекопитающих идёт отдельными путями, то есть строение тела меняется вовсе не синхронно с изменениями в работе внутренних органов. К такому неординарному выводу пришли молекулярные биологи из университета Мичигана (U-M) и из тайваньского института демографии фонда национальных институтов здравоохранения (NHRI).