Научный подход автор: shotlandec | 27-11-2008, 20:52

Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

То, о чём учёные рассуждали, опираясь на фрагментарные знания, ныне подтверждено самым крупным исследованием в своём роде. Долголетие человека действительно зашифровано в его генах, причём не существует какого-то одного специального «гена долгожительства». На результат работает счастливое сочетание целой плеяды генетических вариаций.Параметры окружающей среды, здоровый образ жизни или вредные привычки, диета, спорт — всё это, очевидно, влияет на продолжительность пребывания человека в этом мире. Но и наследственный код играет немалую роль. А вот какую именно — до сих пор предмет споров.Учёные осторожно предполагают, что выживаемость в пределах 85 лет зависит от генов только на 25-30%. Но вот в случае с людьми старше генетическая предрасположенность к долголетию становится всё важнее и важнее. Может, поэтому время от времени приходится слышать рассказы вроде «А моя бабушка курила всю жизнь и дожила до 95 лет»?
Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

В промышленно развитых странах Запада примерно 1 из 6000 людей доживает до 100. И один из 7 миллионов – до 110 лет. На снимке: окружённая пятью поколениями своей семьи день рождения отмечает Мария Эспиноза (Maria Espinoza) из США (фото EGP/Gloria Angelina Castillo).
В прошлых исследованиях по долголетию учёные сосредотачивали своё внимание на очень ограниченном числе генов. Например, в одной работе была открыта распространённость среди долгожителей гена FOXO3a, влияющего на механизм апоптоза — запрограммированной смерти клетки, а также на защиту от оксидативного стресса.В другом случае авторы выделили группу генов, ответственных за постоянное восстановление теломер (концов хромосом), которые напрямую связаны со старением клетки. И снова статистический анализ подтвердил связь между долголетием человека и доставшимися ему специфичными генами.Однако теперь группа генетиков из США и Италии предприняла попытку куда более глубокого «траления» наследственных кодов с целью выявить как можно больше генов, работа которых отражается на долголетии. Исследователи рассмотрели геномы 1055 людей возрастом от 100 лет и старше и 1267 обычных «контрольных».Так удалось выявить 150 однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), характерных для подавляющего большинства долгожителей — это своего рода генетические маркеры долголетия, не гарантирующие хозяину «вечную жизнь», но всё же говорящие о многом.
Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

Исследователи обнаружили, что генетические маркеры долголетия распределены по всем 23 парам человеческих хромосом. Так что продолжительность жизни (в части наследственности, разумеется) действительно зависит от сложного взаимодействия очень многих генов, регулирующих различные биологические процессы (фотографии с сайта yorku.ca).
Опираясь на статистический анализ, биологи составили компьютерную генетическую модель, которая может с 77-процентной точностью предсказывать, будет ли человек долгожителем, на основе расшифровки его персонального кода. (Вскоре эта программа будет доступна на сайте проекта — New England Centenarian Study.)Правда, сами авторы тут же поправляют, что наличие даже всех этих сотен маркеров всё же не означает для носителя буквально 77-процентный шанс прожить больше 100 лет, поскольку влияние прочих, не генетических факторов модель не учитывает.Тем не менее теперь генетикам есть где разгуляться. Среди вариаций генов, выделенных учёными, есть последовательности, отражающиеся на метаболизме и функциях клеток мозга, на гормональных регулирующих механизмах и работе костной ткани...Всё это укрепило исследователей во мнении, что единственного гена долгожительства попросту нет. Тут работает взаимодействие нескольких наследственных факторов.
Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

Брат и сёстры Хёрлбарт (Hurlburt), живущие в Новой Англии, являются отличным примером того, что роль генов в долгожительстве очень весома. Слева направо: Пегги (Peggy, 79 лет), Элен (Helen, 88), Милли (Millie, 93), Питер (Peter, 80), Агнес (Agnes, 96) и Мюриэл (Muriel, 89) (фото Jason Grow/TIME).
Что важно, «хорошие» гены, улучшающие сопротивляемость болезням и различными путями продлевающие жизнь, могут «на поле человека» переиграть даже наличие у него же генетической предрасположенности к старческим болезням, вроде Альцгеймера.«Этот очень удивительный результат позволяет предположить, что люди проживают очень долгую жизнь не в отсутствие генетической предрасположенности к болезням, а в случае обогащения их генома чертами, связанных с долголетием, — заявила Паола Себастьяни (Paola Sebastiani) из школы здравоохранения Бостонского университета, один из лидеров данного исследования.— Этот анализ показывает, что если вы хотите рассчитать риск заболевания на основе только лишь генетической предрасположенности к нему, ваш расчёт может быть неполным без учёта общего генетического фона».
Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

Ведущие авторы новой работы Томас Перлз (Thomas Perls), директор проекта New England Centenarian Study, и Паола (оба – из университета Бостона). В дальнейшем группа Томаса и Паолы намерена углубить свою статистику, проанализировав геномы 600 столетних японцев (фото Boston University Schools of Public Health).
Но ведь людей не меньше болезней интересует сама продолжительность жизни. Тут результаты оказались неоднозначными. 45% самых старых долгожителей (110 лет и старше) показали самую высокую долю присутствия тех самых генетических маркеров долголетия, то есть обладали самым большим числом «правильных» полиморфизмов.С другой стороны, и в контрольной группе обычных людей 15% обладали хотя бы некоторыми из генетических вариаций, связанных с исключительным долголетием. То есть статистически 15% людей генетически «расположены» дожить до 90-100 лет. Почему так не получается в реальности — большой вопрос.Более того, даже без всяких «генов долголетия» человек тоже способен прожить долго, — это показал новый анализ. 23% от изученных в рамках данного проекта столетних персонажей не обладали никакой особенной генетикой, то есть программа «предсказания» отнесла бы их к группе с обычной продолжительностью жизни. Именно поэтому авторы работы предостерегают от поспешных выводов при анализе генома.
Генетики раскрыли сотни нуклеотидов выдающегося долголетия

Продолжающемуся проекту Перлза и его коллег, а также другим работам по изучению долголетия журнал Time посвятил большой материал в февральском номере 2010 года, и даже вынес его на обложку (иллюстрация Time).
Учёные также особо отмечают, что полученные в ходе этой работы данные должны сыграть большую роль не в появлении пресловутой «таблетки бессмертия», а в разработке новых средств борьбы с заболеваниями, в продлении здорового долголетия.Так дополнительный анализ геномов показал, что 90% столетних можно разбить на 19 групп со специфическими комбинациями генотипов, которые увязываются с общей картиной заболеваний у этих людей, например с распространённостью в каждой группе и с возрастом появления слабоумия и гипертонии.Кстати, предыдущие работы, — утверждает Перлз, — показали, что 90% долгожителей обходятся без инвалидности в среднем до 93 лет. Тут явно не обошлось без хорошей наследственности.Получается, что у невероятного революционера ди Грея и осторожных исследователей червяков, рассуждающих о расшифровке законов старения и достижении физиологического бессмертия, есть некоторые основания для оптимизма.Детали свежего исследования раскрывает новая статья в Science и пресс-релиз школы здравоохранения, а в ролике ниже о результатах проекта рассказывают Паола Себастьяни и Томас Перлз.

Ген молодости у долгожителей.

Ген молодости у долгожителей.У долгожителей повышена активность генов, которые позволяют увеличивать продолжительность жизни...

Путь к бессмертию

Путь к бессмертиюЧеловечество уже много столетий подряд волнует вопрос бессмертия и долголетия. Раньше это проблема волновала людей меньше в силу того, что главными причинами смерти становились различные болезни.

Бактерии долголетия.

Бактерии долголетия.В Новосибирске академики СО РАН нашли микроорганизмы, продлевающие жизнь человека на 35-40 лет.

Открыт необычный вирусный код внутри ДНК человека

Открыт необычный вирусный код внутри ДНК человекаНаследственный код у людей, а также у целого ряда других млекопитающих содержит фрагменты генетической последовательности специфичного вируса, который мог сыграть важную роль в изменчивости видов, как с положительным, так и с отрицательным знаком. Об этом сообщила группа учёных из Японии и США, возглавляемая Кэидзо Томонагой (Keizo Tomonaga) из университета Осаки (Osaka University).

Шимпанзе эволюционировали сильнее человека

Шимпанзе эволюционировали сильнее человекаТак утверждают Цзяньчжи Чжан (Jianzhi Zhang) и его коллеги из университета Мичигана (University of Michigan), проанализировавшие нити ДНК почти 14 тысяч кодирующих генов, разделяемых шимпанзе и людьми.