Научный подход автор: shotlandec | 19-02-2010, 02:16

Расшифрованы бактериальные гены поддержки растений

Бактерии-симбионты способны на 40% ускорить рост дерева. Раскрытие механизма связи — шаг к культивированию деревьев, как источника биотоплива и химического сырья. О секвенировании генов, важных для данного процесса, сообщили специалисты американской национальной лаборатории Брукхэвен (Brookhaven National Laboratory).Руководитель исследования Дэниэль ван дер Лели (Daniel van der Lelie) и его коллеги ещё раньше обнаружили удивительный эффект, который оказывают бактерии-симбионты на деревья (тополя в частности), и даже выявили несколько видов микробов (например, Enterobacter sp. 638), дающих наиболее мощный толчок развитию растения-хозяина.Такие деревья можно выращивать на непригодных для сельскохозяйственных растений, бедных питательными веществами землях, не конкурируя с пищевыми культурами ни за угодья, ни за воду, ни за удобрения. Поняв, как бактерии взаимодействуют с деревьями, можно подстегнуть это сотрудничество. И вот теперь расшифровка генетического кода Enterobacter sp. 638 вместе с анализом метаболических процессов принесли массу ценных сведений.
Расшифрованы бактериальные гены поддержки растений

Бактерии, живущие в корне тополя, извлекают выгоду из такого соседства и в долгу не остаются (фото Brookhaven National Laboratory).
Оказалось, что бактерии несут гены, которые дают преимущество растениям: отвечают за синтез веществ, повышающих устойчивость деревьев к засухе и их умение расти в присутствии токсичных металлов. Идентифицированы также бактериальные гены, которые производят агенты, защищающие растения от грибных и бактериальных инфекций.Ещё найдены гены, «производящие» прекурсоры важных для деревьев веществ, которые те не могут синтезировать сами, и открыты гены, заставляющие бактерии вырабатывать факторы роста дерева — фитогормоны. Определены и гены, благодаря которым бактерия усваивает нужные ей вещества (в их числе — сахара), выделяемые корнями тополя, и гены, способствующие продвижению микроба вглубь тканей растения.Симбиоз выгоден обеим сторонам: так, темп синтеза бактерией фитогормонов оказался напрямую зависящим от подачи растением-хозяином сахаров. (Детали раскрывает статья в PLoS Genetics.) Читайте также о гене освоения почвы и подземном ориентировании корней.

Гены перца спасли бананы от бактерии

Гены перца спасли бананы от бактерииНовый способ борьбы с болезнью, вызываемой бактериями рода Xanthomonas и поражающей бананы в Восточной и Центральной Африке, придумали специалисты Международного института тропического земледелия (IITA) и Национальной сельскохозяйственной исследовательской организации (NARO) в Уганде. Остановить многомиллионные убытки помогут гены сладкого перца.

Открыты суши-бактерии

Открыты суши-бактерииУчёные из парижского университета Пьера и Мари Кюри (UPMC) нашли в кишечниках японцев уникальные микробы, которые помогают перерабатывать углеводы морских водорослей, использующихся для приготовления суши.

Расшифрованы геномы какао и земляники

Расшифрованы геномы какао и земляникиЛесная земляника (Fragaria vesca) и какао (Theobroma cacao) пополнили копилку знаний генетиков. Два источника удовольствия миллионов людей на планете теперь могут стать ещё лучше.

Искусственные гены впервые позволили бактериям размножаться

Искусственные гены впервые позволили бактериям размножатьсяУчёные из Принстона сконструировали несколько несуществовавших в природе генов, которые кодировали белки, не встречающиеся в живых существах. Эти гены удалось заставить заработать в живых бактериях, причём взамен удалённых из микроорганизмов критически важных генетических фрагментов.

Цветы на Луне

Цветы на ЛунеСпециалисты из Европейского космического агентства считают, что день, когда на Луне можно будет выращивать цветы, становится все ближе и ближе.По словам исследователей, на Земле есть растения, которые способны произрастать в неблагоприятных условиях, в грунте, бедном питательными веществами.К таким цветкам, например, относятся ноготки. Создав для них искусственную атмосферу и обеспечив поступление воды, можно будет выращивать растения на Луне, не доставляя почву с Земли, говорят ученые, сообщает BBC.Специалистами из Национальной академии наук в Киеве был проведен успешный эксперимент: несколько ноготков были высажены в анортозит, породу, похожую на лунный грунт. Для того, чтобы растения могли получать необходимые им питательные вещества, исследователи добавили в анортозит бактерии, ‘добывающие’ калий из грунта.