Научный подход автор: shotlandec | 20-03-2012, 03:11

Новая бактерия производит собственный кислород для дыхания

Микроорганизм, исследованный учёными, обладает обменом веществ, как у аэробной бактерии, но при этом спокойно существует в среде, где нет кислорода. Как микробу удаётся провернуть такой трюк, выяснила команда биологов из Нидерландов, Франции, Германии и Австралии.Анаэробные бактерии известны давно. Но новичок, предварительно названный Methylomirabilis oxyfera, не подпадает под имеющуюся классификацию. Он извлекает энергию из метана, фактически окисляет его, обращая в воду и углекислый газ. Для «дыхания» этой бактерии нужен кислород. Но извлечены микробы из густого ила на дне рек и озёр, где данного газа нет.Биологи поместили образец отложений в герметичные сосуды на полгода, добавив в них метан и кое-какие минералы, обычно присутствующие в воде. Бактерия Methylomirabilis oxyfera в отличие от других микробов размножилась, чем и обнаружила себя. Далее выяснился главный секрет: этот микроб умеет преобразовывать нитриты в азот и кислород (последний и идёт на «сжигание» метана). Это неизвестный ранее способ биологического синтеза кислорода, утверждают учёные.
Новая бактерия производит собственный кислород для дыхания

Предполагаемая цепочка реакций, помогающая Methylomirabilis oxyfera употреблять метан «в пищу» без наличия свободного кислорода, но в присутствии нитритов (слева показан растворённый в воде нитрит-ион). Изюминка процесса – неизвестный пока фермент (обозначен знаком вопроса), который разделяет молекулы NO на кислород и азот. Надписи рядом со стрелками – известные ферменты, идентифицированные в геноме бактерии. Выход воды не показан.Подробности данного исследования раскрывает статья в Nature (иллюстрация Katharina F. Ettwig et al./Nature).
Биологи расшифровали полный геном Methylomirabilis oxyfera. «Это было парадоксально, — говорит один из авторов работы Катарина Эттвиг (Katharina Ettwig) из голландского университета Radboud. — Мы обнаружили, что у них есть все метаболические „тропы“, необходимые для жизни в присутствии кислорода, хотя они никогда не видят его, во всяком случае в нашей культуре».Открытие проливает свет на то, как могли выглядеть микроорганизмы, существовавшие на Земле до появления в её атмосфере O2. Биологов давно интересовала загадка: многие ферменты, использующие кислород, судя по данным исследований, возникли до того, как фотосинтезирующие организмы насытили этим газом земной воздух. Логическое несоответствие легко объяснить, если принять, что первоначально эти ферменты предназначались для работы с оксидами азота.Кроме того, находка Methylomirabilis oxyfera должна быть с радостью воспринята сторонниками возможного существования жизни на других планетах Солнечной системы, где метан (и иные углеводороды) присутствуют, а свободного кислорода нет. Это Марс и Титан. Микроорганизмы, подобные M. oxyfera, чувствовали бы себя в такой среде вполне комфортно. Читайте также о необычной энергетике подземных бактерий.

Донные бактерии построили себе ЛЭП для непрерывного питания

Донные бактерии построили себе ЛЭП для непрерывного питанияМикробы в толще осадочного материала потребляют пищу, а бактерии на поверхности — кислород. Чтобы последним провернуть этот трюк, им нужно передавать друг другу электроны, а это можно сделать, вырастив микроскопические провода. И речь идёт о «линиях электропередачи» порядка нескольких сантиметров длиной, что в 20 тысяч раз больше поперечника самих бактерий.

На Титане обнаружены новые признаки жизни

На Титане обнаружены новые признаки жизниНеобычное распределение веществ в атмосфере спутника Сатурна и на его поверхности подкрепляет версию о существовании там микроорганизмов. И хотя у найденных аномалий, как уточняют специалисты, вполне может найтись и абиогенное объяснение, бактерии Титана — один из вероятных кандидатов в виновники наблюдаемых чудес.

Открыты суши-бактерии

Открыты суши-бактерииУчёные из парижского университета Пьера и Мари Кюри (UPMC) нашли в кишечниках японцев уникальные микробы, которые помогают перерабатывать углеводы морских водорослей, использующихся для приготовления суши.

Раскрыт секрет дышащих под землёй кротов

Раскрыт секрет дышащих под землёй кротовВосточноамериканский крот Scalopus aquaticus в своих подземных странствиях ухитряется выживать в условиях постоянного недостатка кислорода. Как это ему удаётся, выяснили учёные из канадского университета Манитобы (University of Manitoba) и их коллеги из университетов США и Дании.

Планета без метана озадачила астрофизиков

Планета без метана озадачила астрофизиковОбъект, не вписывающийся в привычные представления о химическом составе экстрасолнечных миров, обнаружен американскими учёными при помощи орбитального телескопа Spitzer.