Научный подход автор: shotlandec | 15-12-2008, 00:46

Квантовый барабан застучал в такт с кубитом

В странном мире квантовой механики допускается, что крошечный объект может быть в двух местах одновременно. За век, прошедший с момента зарождения этой науки, квантовые эффекты наблюдали на примере электронов, фотонов, атомов и молекул. Однако для рукотворных механических объектов достоверных примеров учёные не получали – до сегодняшнего дня.Квантовая механика утверждает, что наблюдаемая частица может находиться только в дискретных состояниях — то есть измерение спина даст только «вверх» или только «вниз». Ещё в 1930-х годах Эрвин Шрёдингер на своём знаменитом примере с живым-мёртвым котом объяснял, что до измерения частица находится во всех возможных состояниях одновременно и только в момент наблюдения коллапсирует к одному из них. Хотя это явление – квантовая суперпозиция – изначально относится только к микромиру, учёных всегда чрезвычайно занимал вопрос, что получится, если попробовать создать суперпозицию квантовых состояний для макрообъекта.
Квантовый барабан застучал в такт с кубитом

Статья американских исследователей опубликована в новом номере Nature. В центре – аспирант Аарон О`Коннелл (Aaron O`Connell), слева – Эндрю Клиланд (Andrew Cleland), справа – Джон Мартинис (John Martinis). Последний, кстати, нам уже знаком по опыту со сверхпроводящей электрической цепью, продемонстрировавшей квантовое поведение (фото George Foulsham).
Авторы нового исследования, инженеры из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB), продемонстрировали изготовленный ими механический резонатор-осциллятор длиной 20 микрометров, который в ходе опыта был доведён до так называемого основного состояния (ground state). Это минимальный уровень колебаний, допустимый квантовыми законами: «так близко, как это возможно к полной неподвижности». Далее, как сообщается в пресс-релизе, резонатор был соединён со сверхпроводящим кубитом, после чего всю систему охладили до температуры, близкой к абсолютному нулю.
Квантовый барабан застучал в такт с кубитом

Состоящий из так называемого пьезоэлектрического материала «квантовый барабан» (выделен красным пунктиром) создаёт переменное электрическое поле, сжатие и расширение которого облегчает детекцию (иллюстрация O’Connell et al., Nature).
После охлаждения, используя кубит как «квантовый термометр», исследователи показали — механический резонатор не имеет никаких дополнительных колебаний, иными словами, было достигнуто искомое «основное состояние». Войдя в него, резонатор, хотя и продолжал относиться к миру макрообъектов, начал демонстрировать вполне квантовое поведение. Инженерам посчастливилось наблюдать, как механический резонатор и кубит обмениваются фононом (квантом колебательного движения), демонстрируя квантовую сцепленность.
Квантовый барабан застучал в такт с кубитом

Схема взаимодействия резонатора и кубита. Пока последний находился в исходном состоянии, к резонатору прикладывались 5-наносекундные импульсы различной амплитуды. Резонатор становится «передатчиком», с которым кубит взаимодействовал в течение времени τ. Далее учёные измерили зависимость вероятности перехода кубита в возбуждённое состояние (цветная шкала) от амплитуды механических колебаний (отмерена по вертикали в условных единицах) и времени взаимодействия (по горизонтали, наносекунды) (иллюстрация O’Connell et al., Nature).
Затем учёным успешно удалось ввести механический резонатор в состояние квантовой суперпозиции, в которой он одновременно был нулём (не колебался) и единицей (то есть вибрировал). А это — энергетический эквивалент нахождения объекта в двух местах одновременно. Наблюдать колебания «квантового барабана», по словам учёных, можно в обычный электронный микроскоп.Мы и раньше подробно рассказывали об исследованиях, где размывалась граница между классической и квантовой физикой: например, можно вспомнить, как законам последней подчиняются сверхгигантские океанские волны и как в эксперименте исчезло третье измерение.
Квантовый барабан застучал в такт с кубитом

Профессор Клиланд дал специальный комментарий по поводу всеми любимого и давно ставшего культурным мемом кота Шрёдингера: нынешний эксперимент, к сожалению, никак не доказывает возможность осуществления опыта с котом в реальности, по той простой причине, что в отличие от механического резонатора кот сам является «измерительным прибором» и влияет на ход эксперимента.Это не мешает, впрочем, отдельным учёным фантазировать на тему создания квантовой суперпозиции для существ, чья «живость» весьма сомнительна – читайте, к примеру, о вирусе Шрёдингера (фото с сайта thenerdiestshirts.com).
Занятно, что только в январе этого года в Science появилась статья Эдриана Чо (Adrian Cho) из Массачусетского технологического института (MIT). В материале, посвящённом миниатюрным квантовым механизмам, автор отмечал значительный прогресс в этой области и предсказывал, что в течение года с «основным состоянием» будут успешно работать уже полдюжины исследовательских групп. Первую ласточку в виде «квантового барабана» мы теперь и наблюдаем.

Произведена масштабная квантовая телепортация

Произведена масштабная квантовая телепортацияЭксперимент по передаче квантового состояния фотонов в свободном пространстве на расстояние 16 километров успешно провели физики из научно-технического университета Китая (USTC) и университета Цинхуа (Tsinghua).

Физики запутали четыре квантовые ячейки памяти

Физики запутали четыре квантовые ячейки памятиСцепленное состояние сразу для четырёх групп атомов, разнесённых в пространстве, удалось организовать исследователям из Калифорнийского технологического института (Caltech).

Открыты квантово-механические фокусы фотосинтеза

Открыты квантово-механические фокусы фотосинтезаКвантовую механику в действии обнаружили внутри клеток морских водорослей Грегори Шолс (Gregory Scholes) и его коллеги из университета Торонто. Примечательно, что эффективное перенаправление энергии происходило в процессе фотосинтеза и при нормальной температуре.

Два фотона впервые отправились на квантовую прогулку

Два фотона впервые отправились на квантовую прогулкуНесколько дней назад команда учёных из Великобритании, Японии, Израиля и Нидерландов провела опыт со специфическим поведением пары фотонов, которое ранее лишь предсказывалось теорией. Прорыв в фотонике обещает открыть новое направление в квантовых компьютерах, которые могли бы выполнять моделирование очень сложных биологических, химических и физических систем.

Построен генератор действительно случайных чисел

Построен генератор действительно случайных чиселУчёные из университета Мэрилэнда (UMD) и испанского института фотонных наук (ICFO) разработали и испытали метод генерации совершенно случайных чисел, основанный на квантовых измерениях.