Прошлая жизнь автор: shotlandec | 24-10-2010, 08:01

Учёные приблизились к пониманию причин массового вымирания

Каковы причины исчезновения раков во многих водоёмах. Какова причина пропаж людей?.

Причины массового исчезновения живых существ в разные периоды истории нашей планеты остаются одним из центральных вопросов палеонтологии и палеобиологии. Американские учёные выяснили, что экологические катаклизмы сопровождались изменением уровня моря, и считают, что это поможет установить их истинную подоплёку.Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Напомним, что известно о пяти глобальных катастрофах в эту эпоху: тут и знаменитое исчезновение динозавров 65 миллионов лет назад, и ещё более масштабное вымирание 250 миллионов лет назад в конце пермского периода, когда с Земли исчезло около 95% видов. Выдвигаются самые различные гипотезы о причинах подобных событий. Есть и практически общепринятые – как в случае с падением метеорита на динозавров, есть и менее очевидные – например, мощные извержения подводных вулканов в конце пермского периода.Но ведь само по себе столкновение с космическим объектом или извержение не могли быть причиной гибели – катастрофа, как правило, происходила в результате драматических изменений в климате Земли.
Учёные приблизились к пониманию причин массового вымирания, Каковы причины исчезновения раков во многих водоёмах, Какова причина пропаж людей?

Морские лилии тоже пострадали в результате сокращения площади шельфа (фото Shanan Peters, University of Wisconsin-Madison).
Геофизик Шэнан Питерс (Shanan Peters) из университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) решил пойти другим путём и искать не катаклизмы, но изменения в среде обитания живых существ.Учёные уже давно выяснили, что флуктуации уровня моря совпадали по времени со многими трагическими для земной фауны эпизодами. Но детальных и достоверных данных до сих пор ни у кого не было. Для того чтобы подтвердить наличие такой связи, доктор Питерс проанализировал содержание различных веществ (в основном карбонатов и прочих минералов) в осадочных породах за последние 540 миллионов лет. Выяснилось, что сокращение площади древних морей оказало существенное влияние на эволюцию животных и вполне могло привести к массовому вымиранию. Что не удивительно: морские виды составляли подавляющую часть так называемой биомассы в течение последней геологической эпохи. Полученные результаты в целом не противоречат возможности существования каких-то масштабных внешних воздействий на климат, но, с другой стороны, могут и в корне изменить представления учёных о спонтанности катастроф. «Не важно, какова была первопричина. Теперь мы точно знаем, что изменение численности обитателей морского шельфа было вызвано или как минимум сопровождалось повышением или понижением уровня моря», — говорит Рич Лейн (Rich Lane) из Национального фонда науки США (National Science Foundation).Таким образом, предполагают учёные, в некоторых случаях массовые вымирания могли быть вызваны и естественными причинами: движение материковых плит периодически увеличивало и уменьшало площадь шельфовых отмелей самым драматическим образом.«Нельзя рассматривать вымирание как неожиданный и изолированный процесс», — добавляет доктор Питерс. Он уверен, что результаты исследования заставят задуматься не только учёных, но и общество в целом, поскольку с изменением уровня воды в Мировом океане мы сталкиваемся и сейчас: в результате таяния арктических льдов, например. Читайте также о \"метеоритном\" следе пермской катастрофы или о том, как динозавров сгубил вовсе не метеорит, а нефтяной взрыв.

Массовое вымирание человечества. Причин учёные. Причины исчезновения раков во многих водоемах.

Статьи раздела Прошлая жизнь

Учёные нашли причину массового вымирания 93 миллиона лет назад

Учёные нашли причину массового вымирания 93 миллиона лет назадЭто событие — одно из нескольких массовых вымираний на Земле, известных палеонтологам. Anoxic event, то есть резкое понижение уровня кислорода в океанах, приведшее к исчезновению огромного числа видов морских существ. Судя по последнему исследованию учёных из университета Альберты (University of Alberta), первопричину этой катастрофы следует искать на дне.

Причина пермской катастрофы - массовые извержения вулканов

Причина пермской катастрофы - массовые извержения вулкановУченые обнаружили новые доказательства того, что массовые извержения вулканов могли стать причиной так называемой пермской катастрофы - одного из крупнейших вымираний в истории планеты. Статья специалистов, работавших в Сибири, опубликована в журнале Nature Geoscience. Коротко об исследовании пишет портал ScienceNOW.

Динозавры процветали раньше и исчезли позже

Динозавры процветали раньше и исчезли позжеРасцвет динозавров более древний, чем считалось ранее, а массового вымирания в результате падения астероида 65 миллионов лет назад могло и не быть – к таким парадоксальным выводам пришла международная группа учёных из Британии, Германии, Ирландии и Китая.

Моллюски рассказали о затяжном вымирании

Моллюски рассказали о затяжном вымиранииСамая масштабная экологическая катастрофа, которая когда-либо происходила на нашей планете, началась в конце пермского периода около 250 миллионов лет назад. Тогда с лица Земли исчезло 95% видов. О некоторых подробностях, связанных с этой трагедией, стало известно благодаря новому исследованию палеонтологов Мэттью Клэфема (Matthew Clapham) из Королевского университета Кингстона (Queen’s University) и Дэвида Боттджера (David J. Bottjer) из университета Южной Калифорнии (University of Southern California).

Динозавров сгубил мощный нефтяной взрыв

Динозавров сгубил мощный нефтяной взрывРешающую роль в повальном вымирании динозавров могло сыграть быстрое сгорание обширных запасов нефти. К такой необычной версии одного из самых драматических эпизодов развития биосферы пришла группа учёных из Америки, Великобритании и Италии под руководством Марка Харви (Mark C. Harvey) из университета Индианы в Блумингтоне (Indiana University Bloomington).